Анализ произведенной в мастерских Отрара

Анализ произведенной в мастерских Отрара керамической продукции, генеральным образом из ям, заполненных браком и боем, а также керамики, по ряду обстоятельств не доведенной до кондиционного состояния (необожженной, расписанной, однако не обожженной, керамики из обжиговых камер), дает возможность наметить пути специализации виртуозов. Она, по теории кое-каких исследователей, нужна была жить уже в домонгольское время. Это подтверждается выделением специализированных гончарных печей, вниманием ремесленников к только определенным видам изделий и разделением труда в глубине крупных мастерских.

На Отраре, в мастерской I квартала керамистов 92% всей производимой керамики составляли водоносные кумганы и кувшины. В мастерской II мастер специализировался на производстве двуручных горшков средних чирагов и размеров, в мастерской III выпускалась штампованная керамика, фляги, а также поливная посуда, в мастерской IV выделывали водоносные кувшины и поливную керамику. Наблюдается кооперация двух находящихся возле мастерских IV и VI в изготовлении посуды. В производственной части новей мастерской, на том месте, где в большинстве случаев располагалась печь, находилась площадка для энергичной сушки изделий, использовалась особенная жаровая система. Способна быть, здесь выполнялся промежуточный процесс производства— сушка изделий и передача полуфабрикатов в мастерскую IV. По этнографическим материалам известно, то что существовала команда гончаров, работавших начерно, изготовлявших керамику без поливы, тогда как разрисовка, покрытие поливой и восстановительный обжиг производились прочими мастерами. В пользу такой специализации мастерской IV свидетельствует и взрослее, чем в других мастерских, количество фрагментов необожженных сосудов.

Помимо главного ассортимента в всякой мастерской, очевидно, для собственных потребностей выпускались и альтернативные типы изделий. Осколки их в небольшом количестве найдены в отвалах. Так, несомненно, уникальным составляет глиняный широкогорлый кувшин с дугообразной, как у ведра, ручкой, обнаруженный в мастерской VII, раскопанной наполовину.

Еще затем, очевидно, зашел процесс специализации в XVII в.Читайте также: Независимая аналитика. В крупных мастерских кварталов «Л» и «У» основным продуктом производства являлись водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Умеренные мастерские с печками во двориках выпускали неполивную и меленькую посуду, чаши типа пиалы и кесе, тарелки.

Данное явление подтверждается этнографическими наблюдениями за характером гончарного производства в Средней Азии, в частности в Хорезме. Одни гончары делали посуду, прочие, трубы для арыков, третьи—тандыры. В свою очередь, гончары, изготавливавшие посуду, делились на таких, кто делал мелкую поливную керамику и вообще керамику на круге, и таких, кто специализировался на производстве крупных форм.

Повсеместно в Средней Азии отмечалась специализация на производстве поливной и неполивной посуды, ассортименте глазурованной керамики. Среди риштанских виртуозов одни выпускали посуду лишь с белой поливой, другие, только с желтым фоном. Инструментарий, в частности формы для выработки штампованной керамики, мастера делали для себя сами. Все мастера независимо от специализации изготавливали такие меленькие формы, как детские игрушки.

В средневековом городе нет четкой границы промеж торговцами и ремесленниками, большинство из них сами продают свои изделия буквально из мастерской. В позднее досуг в Хорезме отмечена частичная продажа товарной продукции на месте и на базаре. Продукция могла реализовываться и через скупщиков, вафуруш. Отсутствие в раскопанных мастерских XIII—XV вв. на рабаде Отрара запасов готовой продукции заставляет предполагать существование расположенного где-то поблизости базара, куда отвозили продукцию на продажу. Гончары же, в XVII в. населявшие квартал на местности города, могли продавать товар лично на месте, через лавки, выходящие на магистральные улицы. Поэтому в домах квартала обнаружены ямы, склады для посуды.

Таким образом, гончарное ремесло в позднесредневековом южноказахстанском городке развивалось вообще русле керамического производства среднеазиатско-казахстанского региона. И если вопросы организации гончарного ремесла в предыдущее досуг во многом гипотетичны, а его специализация еще только намечается, то во второй половине XIII—XV в. и особо в XVI—XVII вв. наблюдается специализация виртуозов на производстве тех в противном случае иных видов керамической продукции, выясняется внутренняя структура ремесленного производства. Археологические материалы из раскопок позднесредневекового Отрара позволяют также глубже понять спецтехнологию самого процесса производства, изучить быт гончаров. Читайтетакже: socialmedik.com.

Похожие материалы раздела: Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.